Юридическая защита бизнеса и активов

Основные риски

В политических и экономических реалиях нашего государства вероятность того, что к более-менее успешному бизнесмену придут с обыском, стремится к 50%. Или придут, или не придут.

А если серьезно, то вероятность оказаться в гуще неприятных событий с далеко идущими последствиями не прельстит ни один стабильно развивающийся бизнес.

И при этом справедливость имеющихся обвинений может оказаться очень сильно под вопросом.

Поэтому мы в общих чертах поговорим об основных правилах безопасности, которые не позволят сломать ваше дело, разграбить бухгалтерию и парализовать работу офиса по надуманному подозрению или заказу конкурента.

В сети достаточно большое количество инструкций, посвященных этому вопросу. Но вот досада – не все из них пишут специалисты, владеющие нюансами процессуального и фактического характера. Задумайтесь, готовы лично вы рисковать своим делом по причине некомпетентности советчика? Сомневаемся в этом. Поэтому читайте нашу инструкцию, согласованную с практиками из числа сотрудников тех органов, которые проводят и организуют подобные мероприятия.

Сразу оговоримся, здесь нет цели рассказать все. Это безответственно – примерять общие шаблоны к конкретным ситуациям. Детально мы рассказываем обо всех нюансах на своих семинарах и делаем алгоритмы безопасности «под ключ». Но общие моменты должен знать каждый российский бизнесмен.

Правила безопасности

Самое главное, что есть в любом бизнесе – это информация и деньги. Потеря первого и второго критична в зависимости от масштаба утечки. Информацию вы можете сохранить, лишь тщательно отбирая персонал, организуя систему документооборота, ограничивая доступы осведомленности сотрудников. Проводите тренировки с работниками на случай силового захвата офиса и выноса всего подряд. Оцените, что из находящегося в офисе даст представление о финансово-хозяйственной деятельности вашей организации, пусть даже белой и легальной? Поверьте, не всегда все настолько бело, как кажется, и не все показания одинаково полезны. О сохранности денег выпустим отдельную статью, поскольку уровень силовиков и степень их заинтересованности крайне разнится и зависит от множества факторов.

Персонал

Воздержитесь от набора сотрудников по знакомству, родственников и близких людей. Есть лишь иллюзия, что близкие не сдадут на допросе и не поставят свою свободы приоритетнее вашей. Напротив, близкий человек будет знать больше. И в случае беды вы и потеряете близкого человека, и обретете судимость. Не прельщает? Следователь или оперативные сотрудники получают все чувствительную информацию у ваших сотрудников. В первую очередь, это айтишник и бухгалтер. Эти люди, и тем более в пандемические времена, должны быть на аутсорсе, и их физическая доступность крайне нежелательна. Подумайте, возможно ли иметь таких людей не только за пределами офиса, но и государства, или, в любом случае - удаленно.

Избегайте соблазна подбирать кадры по объявлению и стремитесь свести к минимуму случайных людей в компании. Идеально, если сотрудники будут находиться в зависимости от успешности вашего бизнеса. Например, предложите им заем с условием 100% возврата досрочно в случае увольнения или ликвидации организации.

Персонал

Помните и о том, что находящийся на ответственной должности бывший сотрудник правоохранительных органов, в случае рядового конфликта на почве недополученной премии или необходимости поработать в выходной день может закинуть жалобу, подкрепленную личными неформальными связями, ну и так далее.

Внедрите в практику визиты профайлера и/или полиграфолога в ваш коллектив. Содержание соответствующего специалиста в штате весьма накладно, и не желательно концентрировать весь массив чувствительной информации в руках одного специалиста.

Знайте, что крайне интересные персонажи и для оперативных работников, и для конкурентов – это ваши бывшие сотрудники, затаившие неприязнь и обладающие некой информацией. Постарайтесь не наживать себе врагов и помните, что человек уходит со всеми доступными ему знаниями.

Введите режим коммерческой тайны на предприятии и разработайте соглашение о последствиях ее нарушения.

Документооборот

Документооборот должен быть полностью электронным. В случае обыска по делам об экономических преступлениях одновременно проводят обыска в офисах и по местам проживания ключевых лиц. При этом будьте готовы к тому, что у вас изымут мобильный телефон, карты памяти, жесткие диски, ноутбук, планшет и прочие носители информации. На этих носителях не должно быть ничего, что может быть использовано против вас. Доступ к документам, да и к самому носителю информации должен быть запаролен: в случае необходимости Вы сами можете выдать необходимую следствию информацию. 

Не передавайте документы через мессенджеры, приучите себя и сотрудников пользоваться только защищенными видами связи с очищением кэша. Не постесняйтесь привлечь специалиста по информационной безопасности.

Не храните файлы с документами, базами данных и бухгалтерией на жестких дисках и серверах, физически расположенных в вашем офисе, в жилище, в официально арендованных помещениях. Велика вероятность того, что носители будут обнаружены и изъяты и использованы против вас.

Документооборот

Запретите вести дневники, записные книжки и пользоваться мобильными телефонами с фотокамерой в служебных помещениях. Вы же не хотите посмотреть запись своего совещания с партнерами на каком-нибудь видеохостинге?

Уязвимые файлы должны храниться удаленно, а информация передаваться в зашифрованном виде. Вникайте в основы информационной безопасности, используйте специальный софт.

Имейте в виду, что инструкции сотрудников правоохранительных органов предусматривают осмотр средств связи с офлайн-режиме, поэтому не надейтесь успеть стереть информацию с них удаленно. Озаботьтесь их надежным запароливанием.

Не ленитесь организовать и распределить доступы для каждого из сотрудников. Распределяйте «зоны знаний»: бухгалтер должен знать только вопросы его касающиеся.
В правовую часть договорной работы посвящать его не следует. Таким же образом зонируйте работу других специалистов.

Если есть необходимость использовать бланк организации в деловой переписке, маркируйте бланки номерами, ведите реестр выданных бланков. Печать организации должна храниться у одного человека, который будет ответственен за ее использование только на нужных документах.

Внимательность

Первыми сигналами опасности должны стать неформальные контакты правоохранителей с сотрудниками. Важно, чтобы до владельцев бизнеса дошли эти сигналы. Официальная часть начинается с опросов сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями. Надеяться на то, что все само рассосется глупо, не совершайте таких ошибок. По итогам проведенной проверки сотрудниками полиции материалы будут переданы следователям для возбуждения уголовного дела, либо сделан «отказной». Срок проверки составляет 3 суток, но может быть продлен до 10, а затем до 30 суток. Оперативная же разработка может длиться годами. Во многом успех правоохранителей зависит от результатов опросов всех лиц, которые могут обладать сведениями о проверяемых событиях и результатов оперативных негласных мероприятий. 

Первые сигналы опасности

Юридическая поддержка

На опросы к оперативникам, а затем к следователю на допросы ваши сотрудники должны ходить с адвокатом, а по возвращении ставить в известность о вопросах, которые интересуют представителей правоохранительной системы. Адвокат должен быть доверенным лицом, а не случайным специалистом. Предварительно заключите с ним соглашение.

Каждый сотрудник должен знать фамилию, имя и телефон закрепленного за ним адвоката.

Как обеспечить юридическую безопасность именно своего бизнеса, вы можете узнать, заказав аудит безопасности своего бизнеса. В ходе занятий мы дадим конкретные рекомендации, которые позволят вам минимизировать риски в неприятных случаях.

Юридическая поддержка

Требуется помощь? Позвоните 8 927 504 44 64

Меня выбирают

Потому что я гарантирую

Icon
Знания

Дело каждого клиента рассматриваются и анализируются с тщательным изучением.

Icon
Качество обслуживания

Уже более 10 лет оказываю бесплатные юридические консультации в различных областях гражданского, уголовного, административного права.

Icon
Конфиденциальность

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152 "О персональных данных" - гарантирую полную конфиденциальность всех консультаций.

Icon
Скорость

Профессионал своего дела, проконсультирую Вас в течении 10 минут. И Вы будете знать все о решении своей ситуации.

Icon
Экономия

Благодаря большому опыту в сфере гражданского права, с уверенностью могу говорить, как надо поступать в различных ситуациях. Минимальные действия, для максимального результата.

Icon
Легкость

Обращаясь ко мне, клиенты забывают о своей проблеме, так как всю тягость ситуации беру на себя.

Отзывы

О моей работе

Отзыв
Отзыв

Большое спасибо! Плеханов Александр Валерьевич – это профессионал своего дела! Спасибо вам за качественную поддержку...

Ирина Доронина

Отзыв
Отзыв

Обратился к Плеханову А.В. за консультацией по юридическому вопросу. У самого ИП. Выходил из кабинета...

Максим Григорьев

Отзыв
Отзыв

Профессионал высшего уровня, оказывает полный спектр юридических услуг в любой отрасли права. Став клиентом...

Петр Зубков

Отзыв
Отзыв

Обращалась к Александру за помощью в привлечении к уголовной ответственности моего бывшего мужа....

Надежда Пивоварова

Отзыв
Отзыв

За ведение моего дела хочу искренне поблагодарить высококвалифицированного адвоката Плеханова Александра Валерьевича ...

Олег Васильев

Требуется помощь? Позвоните +7 (927) 504-44-64